Что такое "сознание" с точки зрения СИНХРОсофии?

Попытки академической науки объяснить, что такое сознание, пока вызывают отчетливую иронию. Если мы обратимся к открытым источникам, то вряд ли узнаем что-либо, что поможет нам в этом разобраться: 

Википедия описывает сознание так:


 "Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях[1]".


Правда ведь, сразу все понятно? 

- "Состояние психической жизни человека... " 

(Отличный способ объяснить что-то с помощью чего-то, что еще более непонятно! Что такое «состояние»? Что такое «психической»? И, особенно, пожалуйста,  - в сочетании друг с другом!!! )

- "... выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира"

(можно точное определение «субъективного переживания»? Особенно, vs «объективного переживания»?) 

- "...и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях".

Хорошо. Пробуем разобраться. 

Смотрим, что такое "психика": 


 Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός — «душевный, духовный, жизненный») — сложное понятие в философиипсихологии и медицине.


(Отличный спосбо объяснить что-то с помощью "сложное понятие в философии"). 

 

Или вот еще:


Психика: "Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой[1]."


...Совокупность душевных процессов и явлений....  

серьезно?? «Душевных процессов»? Какой отличный "научный" термин! 

...(ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.)

Ну это еще хоть как-то понятно. Но вот это - 

...специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой

- может быть действительно чем угодно. Например, поедание травы коровой безусловно является специфическим аспектом жизнедеятельности этого животного в его взаимодействии с окружающей средой. Равно, как и коровьи лепешки - тоже.

То есть "состояние психической жизни человека" это "состояние совокупности душевных процессов", в которые входят ощущения, восприятие, эмоции, память. А также, это состояние еще и является "специфическим аспектом жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой". 

Как-то все сразу прояснилось, правда? Т.е. "сознание" - это почти все, да? Или, если точнее, термин, научно обозначающий конкретно «хз, что», которое есть еще и у животных. 

Видимо, получается, что если все это объединить, то определение термина "СОЗНАНИЕ" в современной науке выглядит так:

"Состояние, душевной, духовной жизни человека, выражающееся в его собственном, глубоко индивидуальном переживании событий внешнего мира и его собственной жизни в любой форме. А так же - в отчете об этих событиях."

Давайте уточним. Т.е. сидение на кухне в соплях и капризульках (как форма глубоко индивидуального переживания событий собственной жизни) + отчет об этом лучшей подруге (как отчет об этих событиях) - и является научным объяснением термина СОЗНАНИЕ?! Ну формально-то получается так. И это круто!

Смотрим дальше: 

В Большом энциклопедическом словаре (2000) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности».

Что по существу мало что добавляет к вышепреведенному определению Википедии, лишь добавляя к этому появление некоего "вывода", как следствия деятельности сознания: после обсуждения "отчета об этих событиях" в "форме речи", например, высказывая все лучшей подруге, мы открываем для себя "идеальную сторону целеполагающей деятельности", т.е. по-видимому, "чета понимаем" и ставим "новые цели". Боюсь даже спросить, что там с сознанием у "общественно неразвитого" человека. Бррр!! 

Таким образом, современная наука утверждает, что сознание - это способность "Маши", которую бросил "Вася", отрыдаться, рассказать все подруге, решить, что "Вася" - козел, и что надо идти к "Пете". 

Другими словами, под термином "сознание" современная научная мысль понимает "деятельность ума" - способность что-то "понять" и "выразить" в форме речи. Другими словами, разговор идет об описании, оценке и выводе с последующей постановкой целей преимущественнов в вербально-логической форме. Ибо, там говорилось "связанная с речью". Хотя тут показания двух этих источников немного расходятся.

Мы можем уверенно сказать: что такое "сознание" современная наука пока толком объяснить не может, хотя и старательно топорщит пальцы в своих довольно жалких попытках.

 

Что такое "СОЗНАНИЕ" с точки зрения СИНХРОсофии

С точки зрения СИНХРОсофии, СОЗНАНИЕ - это некая со-причастность к всеобщему знанию (информации), и/или способность это знание (информацию) обрабатывать в практических целях. Под "всеобщим знанием" мы будем понимать все то, что "известно" живым существам (и/или доступно для их восприятия).

Т.е., СО-ЗНАНИЕ - это способность собаки оперировать в пространстве запахов является "сопричастностью к знанию", так как запахи существуют, как информация, и дают ей возможность "обрабатывать запахи в практических целях".

СО-ЗНАНИЕ - это способность человека оперировать в пространстве символов (буквы/цифры/знаки) и в вербальном пространстве речи, которые существуют, как форма информации, дают ему возможность обрабатывать их в практических целях - читать, понимать, объяснять, и т.д.

Помимо этого у любого живого существа есть способность оперировать в "пространстве ощущений и чувств". Ощущения и чувства - это тоже информационное пространство, условия которого заданы природой для обеспечения жизни всему сущему. Используя язык ощущений и чувств, мы ориентируемся в среде, находим то, что для нас подходит, определяем для себя комфорт/дискомфорт, и т.д. И "ощущения и чувства" мы тоже можем "обрабатывать в практических целях". И это - тоже СО-ЗНАНИЕ. 

У любого живого существа также есть способность "наблюдать себя и окружающее" - оперировать в пространстве наблюдения за изменениями в себе и вокруг. Изменения - это одна из функций информационного пространства, обусловленная самим процессом жизни. И живые существа, сопоставляя результаты своих наблюдений с изменениями в ощущениях и чувствах имеют возможность использовать наблюдение в практических целях, осознавая тенденции в информационной среде. И это - тоже СО-ЗНАНИЕ. 

Таким образом, мы подходим к раскрытию понятия "о-со-знанность": способность войти в эффективное о-со-знание, т.е. в синхронизацию со всеми доступными формами окружающей нас информационной среды.

Здесь следует обратить внимание на то, что "умственное понимание" является лишь сравнительно незначительной составляющей со-знания, поскольку касается главным образом всего того, что человек сам создал, оценил или описал умом за время своей истории. Эти вещи обусловлены лишь той информацией, которая имеет отношение к человеческой цивилизации, со всеми ее несовершенствами.

Когда мы в обиходе говорим "он действовал сознательно", мы под этим понимаем не со-знание в вышеописанном понимании, а скорее, "он действовал на основании имеющихся в его распоряжении сведений и убеждений". Что не имеет ничего общего с сопричастностью ко всеобщему информационному пространству и к его возможностям. Просто поступок на основе тех выводов или выборов, которые человек сумел сделать на основе того, что ему известно.

Вот, что ОШО говорил об осознанности:

"Чудо осознанности в том, что не нужно делать ничего, кроме как стать осознанным. Само явление наблюдения этого меняет все. Мало-помалу сумасшедший исчезает. Мало-помалу мысли начинают следовать определенному образцу: их хаоса больше нет, они становятся более и более космосом.

И тогда воцаряется более глубокий мир. И когда твое тело и ум в покое, ты увидишь, что и они сонастроены друг с другом, между ними есть мост. Теперь они не бегут в разные стороны, не едут на разных лошадях. Впервые есть гармония, и эта гармония оказывает огромную помощь в том, чтобы работать над третьим шагом — то есть осознавать чувства, эмоции, настроения. Это самый тонкий слой и самый трудный, но если ты можешь осознавать мысли, это всего лишь один шаг дальше. Нужна лишь немного более интенсивная осознанность, и ты начнешь отражать свои настроения, эмоции, чувства.

Как только ты осознаешь все эти три слоя, они соединяются в одно явление. И когда эти три слоя становятся одним, начинают действовать в полной гармонии, вибрировать вместе, ты можешь почувствовать музыку всех трех: они становятся оркестром — и тогда случается четвертое. Этого ты не можешь сделать — это случается само собой, это дар целого. Это награда для тех, кто сделал эти три шага. Четвертое — это предельная осознанность, которая делает человека пробужденным. Человек осознает собственную осознанность — это четвертое. Это делает человека буддой, пробужденным. И только в таком пробуждении человек узнает, что такое блаженство. Блаженство — это цель, осознанность — путь к нему." 

You have no rights to post comments

Вопрос



Старинная картина мира, о которой мы говорим снова и снова, вообще вносит немыслимую путаницу в вопросы отно, сексуальности, брака, долга и правил.

В современном мире ситуация выглядит совершенно иначе, нежели это было прежде. Люди находят выход, открывают для себя другие миры, в которых действуют совершенно другие правила, собираются в группы, в которых у всех общие убеждения.

 

Секс - это часть жизни, которая имеет грандиозное значение в жизни человека для его физического самочувствия, здоровья, эмоциональной стабильности, гормонального баланса и долголетия. Существует множество восточных сексуальных практик, которые продлевают жизнь, делают человека более глубоко чувствующим свою сексуальность, расширяют его сознание, делают его более восприимчивым.

 

Насколько важно для партнеров сохранять физическую верность друг другу?

 

Если мы попробуем ответить, глядя на человечество с высоты птичьего полета, мы сразу увидим, что это однозначного ответа нет, ибо это глубоко субъективный вопрос. Есть люди для которых это единственный возможный путь.

 

Кто-то считает, что это определяется степенью вовлеченности в отношения, или - глубиной чувства. Есть люди, которые считают совершенно неприемлемым что-либо, кроме тотально моногамии. Для них секс - это сакральный процесс, который немыслим без абсолютной посвященности партнеру, и любое нарушение этого правила сопряжено с разрушительными ассоциативными связями, начинающими работать немедленно в чувственном пространстве. И действительно, если мы живем с прописанной чувственной нормой моносексуальности, то все, что-либо другое будет ощущаться как "грязь", "позор" и вызывать чувственное отторжение.

 

Есть люди, которые считают, что верность важна, и декларируют это с убежденностью и искренне в это верят. Но при этом постоянно нарушают свои собственные правила. И в каждом случае договариваются со своей совестью, объясняя себе, что вот этот раз был "не в счет, потому что...". 

Есть люди, для которых верность - это вообще совершенно не важно. Их очень мало, но они есть. >Они просто не рассматривают "физический контакт", как "измену". Мало ли от чего, связанного с партнерством, человек получает удовольствие? Разве все это, случившись на стороне, означает измену? Ну если он любит борщ, который она варит, но съел его у соседки, разве он "изменил"?

 

Есть люди, которые вообще живут в абсолютной свободе от каких-либо обязательств, связанных с сексом. Они рассматривают секс, как одну из форм проявления работы организма, приносящую удовольствие и наслаждение, и не связывают партнерство с своим сексуальным поведением. И делают это совершенно искренне. Иногда им удается найти партнера с соответствующими убеждениями, и тогда их жизнь становится гармоничной. Греческую смоковницу и Эммануэль писали с натуры, а не выдумывали на пустом месте.

 

Поэтому если мы смотрим на то, как ситуация выглядит объективно, т.е. статистически, то однозначного ответа на этот вопрос быть просто не может. 

Ответ на этот вопрос зависит, естественно, и от картины мира, и от физиологического устройства, и от личного жизненного опыта, плюс к этому - конечно, еще и от того, насколько ты чувствуешь себя «качественной», как женщина, или как мужчина.

Ревность в современном, цивилизованном проявлении - это, как правило, "продукт" страха. Это следствие уверенности, что твой партнер точно выберет кого-то другого, если его "спустить с поводка". Ревность - это страх перед одиночеством, это страх нужды и нехватки. Страх, что над тобой посмеются, страх, что ты все проворонил. Страх, что ты - наивен и доверчив, и этим воспользуются. 

Другими словами, насколько тот факт, что твой муж или твоя жена получает удовольствие с кем-то другим, заставляет тебя чувствовать, что ты для него «недостаточно хорош или хороша» и что это тебе чем-то грозит - одиночеством или потерями? Если для тебя эти вещи не связаны, то никакой проблемы для тебя в этом не будет. Все то же самое следует адресовать твоему мужу или жене. Если вы оба неревнивы, прогноз благоприятный.